Китай — апрель-май 2015 — Пекин, ЧжанЦзаЦзе, Фенхуан, Гуйлинь, Яншо, ШеньЧжень



Примерная карта маршрута.

Общее видео:

Пекин-ЧжанЦзаЦзе и ШеньЧжень-Пекин — авиаперелёты. Остальное — на автобусах.

Первое, что хотелось бы отметить по результату путешествия, в Китае важно всегда иметь фору по времени.
Из-за смога и плохой погоды, рейсы на самолёты переносятся, откладываются и меняют маршруты.

— Так, наш самолёт из Пекина не смог приземлиться в ЧжанЦзаЦзе из-за плохой погоды и, сделав небольшой крюк, сел в Чанше. Там мы простояли около часа и полетели на новый круг. В результате, отбились от плана на полдня.
— В Фенхуане мы задержались на два дня из-за того, что вовремя не смогли сесть на автобус до Гуйлинь.
— В самой конце путешествия, в ШеньЧжене, из-за плохой погоды мы просидели в аэропорту сутки и чудом успели на обратный рейс из Пекина в Россию.

Второе, оплата карточками.
Кто-то пишет, что не встречал никаких проблем, а у нас в 99% мест карты не принимали.
Даже если встречали кассу с приёмом карточек, как только они видели на карте надписи не по-китайски, говорили, что не принимается. В паре мест я показывал, мол «всё равно попробуйте». Пробовали — не проходило. Так что снимайте кэш заранее. В большинстве городов не то что банкомат, даже магазин с кассой — редкость.
Ни разу и ни в одном месте мы не смогли расплатиться карточкой. Ни в городах, ни в городишках, ни в городёнках.
Подозреваю, что можно в больших городах. Мы были в Пекине и в ШеньЧжене буквально по паре дней, но как-то так и не встретили мест, где бы получилось.

Многие банкоматы вообще отказываются принимать русские карты. В итоге нашли единственно стабильно работающие, от некого банка Construction.

1. Пекин (Bejing)

В Пекине мы оказались поздно ночью. Отель был забронирован недалеко от терминала прилёта, чтобы можно было дойти пешком. На карте вся территория рядом с аэропортом выглядит густо заселённой, но на деле — темнота, какие-то невнятные огни вдалеке, вывески незнакомых иероглифов, пустота и автострады.
Понадеявшись на честность людей, начали спрашивать дорогу у местных, на выходе. На что получили ответ: «да вы что, здесь пешком никак. На машине — примерно час. Садитесь — отвезу». Мы показали мужику по карте, что идти здесь 200 метров, но он стал делать вид, что не понимает. Пришлось ловить местный wifi и кое-как добираться по навигатору.
К слову, здесь и далее все всю поездку беседы проходили на языке жестов и иероглифах на онлайн переводчике. Китайцев, хоть как-то знающих английский даже на уровне «да-нет» за всю поездку мы встретили от силы двух. И то это были молодые студенты :)
В аэропортах, на вокзалах и в отелях можно даже не надеяться на английский. Может быть, в хороших отелях и ресторанах самых крупных городов кто-то и понимает, но наша поездка как-то прошла мимо них.

Нижний терминал на карте — внутренние авиалинии. Мы брали отели исходя из того, чтобы ночью не пришлось добираться до отеля на такси или пешком несколько километров. Днём же — никаких проблем в связи между двумя терминалами нет.

На метро можно сесть в обоих терминалах. Хотя сейчас не вспомню, какая из них конечная. Поезд приходит сначала в нижний, потом идёт в верхний — и снова в город.

Пекинское метро нас удивило и порадовало. К сожалению, не сфоткали.
На стыковочных станциях прямо на платформе есть туалеты.
Примерно такие (фото из интернета):

Это, конечно, удобно и классно. Но тут надо вспомнить о китайском менталитете, провинциальности, отношению к гигиене и вообще к личному пространству.
Туалет отделён от платформы ширмой, которая закрывает лишь верхнюю часть двери. Сразу за ширмой — стандартные ниши кабинок без дверей. В итоге, из некоторых вагонов поезда на станциях иногда можно наблюдать картину писающих и какающих китайцев :)
Но им нормально. Сидят и играют в телефонах. Выглядит это примерно так (фото из интернета):

Мы, к сожалению, много увидеть не успели и не смогли. Весь Пекин был затянул дымкой (к которой, очень скоро мы уже привыкли).
Серое небо… Серые силуэты зданий… видимость — пара сотен метров. На фото контраст жутко вытянут.

Сам центр довольно приятный. Старые улочки, маленькие домики и за каждой второй дверью — частная лавочка. Кто велосипеды чинит, кто телевизоры продаёт.
В знаменитый дворец идти не стали. Просто погуляли по ближайшему парку, постепенно начиная привыкать, что все.. все.. ВСЕ встречные люди на нас глазеют. Неприкрыто. Не то, чтобы так, будто инопланетян увидели, а будто видят, что посреди улицы стоит унитаз… и вроде ничего необычного, но и странно, что он тут делает и как тут оказался :)

2. ЧжанЦзаЦзе (Zhāngjiājiè, 张家界)

Аэропорт недалеко от города. Совсем рядом. Если есть время, можно и пешком дойти.


Здесь уже провинция-провинция.
Между домами мусорки и разбитые дороги. Не смотря на то, что место туристическое и рядом — известный парк, иностранцев никто в глаза не видел. Ребята на улице прекращают работать и устраивают перекур, чтобы поглазеть, как мы проходим мимо. В кафешках из кухни выглядываю повара, а мамы просят сфотографироваться с детишками на память.


Из города ведёт канатка на гору и знаменитые каменные ворота. Здесь мы впервые сильно облажались.
Покупая билеты на канатку, не увидели начало очереди. Очередь же оказалась с другой стороны здания. И длилась десятки метров на улице… и далее битком три этажа. Простояли мы в ней в итоге часа 4.


Сверху мило :)
Но дикие очереди.
И здесь мы впервые начали понимать про китайское личное пространство.
В очереди для них нет понятия дистанции. Если между двумя людьми есть хотя бы 10 сантиметров пространства — тут же подойдёт человек и вклинится. Поэтому все стоят вплотную друг к другу и трутся друг о друга.
К этому мы за всю поездку так и не привыкли. Но потом уже хотя бы понимали, что в Китае это норма.

В общем, плато не то, чтобы большое, но на день прогулок — вполне хватит. Хотя, если есть время — я бы рекомендовал потратить лишний день на сам парк.

Здесь же мы поняли, что такое популярность. Каждая группа школьников и студентов подбегала и просила сфотографироваться с нами.

3. Сам парк ЧжанЦзаЦзе — большой, громадный.

Как вы и сами знаете, там три входа. В зависимости от ваших желаний и маршрута, лучше выбирать под себя. Мы заходили с севера. Поздно вечером. Владелец отеля в городе то ли протупил, то ли схитрил, но в итоге последний автобус мы из-за него пропустили и пришлось договариваться с водителем за дополнительную плату. На входе в парк тоже уже никого не было и нас повёз наверх пустой автобус. А дальше — тьма, холод и тишина в горах.

На самой верхатуре жилья хватает. Если вы не привередливы, можно поселиться у местных. А вот если хочется минимального комфорта — уже сложнее.
Забронированный нами заранее отель оказался кошмаром. Адский холод, ужасная влажность, щели в стенах по два сантиметра.
На утро простудились, забрали деньги и кое-как нашли нормальный номер. Без окон, зато с феном, горячей водой и кондеем.

Кондиционер — главное. Не ведитесь на «у нас тут электрическое одеяло». Не греет. Ужасный холод и влажность. Мы потом половину путешествия болели.

Если с погодой не повезёт (как нам), то красивых фотографий не привезёте :)
Везде толпы и толпы народа. И громадные очереди на всё. Многочасовые. Примерно в эти дни мы уже поняли, что для китайцев это тоже норма — три часа постоять в очереди на автобус или подъёмник.



Где-то здесь впервые зазнакомился с китайцами. Туристы. Очень общительные. И очень приятные.
Очень удивлялись вообще всему: «я впервые говорю с иностранцем», «я впервые вижу иностранные надписи»…



После спуска из парка в УлуЮане мы впервые столкнулись с проблемой денег. Банкоматы не захотели работать с нашими вполне себе обычными московскими картами двух разных банков.

3. Славный город Фенхуан. (Город Феникс, 鳳凰, Fenghuang, провинция Хунань (湖南, Húnán))

В результате, добравшись, наконец, на автобусе до хорода Фенхуана поздно вечером, мы стали бродить по улицам под дождём без гроша в кармане. Мы обошли половину города, зашли в десятки банков — но ни один банкомат не принял наши карты. Мы уже думали, что банки перестали работать с русскими карточками.
Лишь совершенно случайно, уже отчаявшись, испробовали очередной банкомат, и о чудо — заработало! Банк Construction.

В Фенхуане сначала мы заселились по букингу и попали вот в такое место. Это балкон в номере.
Пахнет туалетом, сыро, грязно и пр-пр-пр.

В общем, поругались немного с владельцами и ушли, забрав вещи. Заселились в отель, хозяйка которого нам ранее показывала дорогу.

Собственно, это ещё одна удивительная для нас вещь — китайское гостеприимство и отношение к иностранцам. На вопрос «где остановка автобусов», люди бросали свои дела, рабочие места и шли провожать нас через полгорода, находили наш рейс, помогали купить билет и сажали в нужный автобус :)))

В новом отеле по ряду причин мы провели практически неделю. Болели по очереди, а потом случайно проворонили утренний автобус.
За это время сильно сдружились с хозяевами и их друзьями. Ребята нас водили в местные клубы и надаривали подарки. Когда мы болели, хозяин готовил китайское «лекарство» — сковородка с обжаренным имбирём и кипящей кока-колой :)
Потом они устраивали нам китайский ужин. А мы им в ответ — русский ужин.
В общем, когда мы уезжали, над славным городом Фенхуаном громыхал голос Кипелова, к которому мы приучили ребят вместо Тату и Витаса, которых они знают и любят )))




Весь исторический центр города здесь платный. Но мы не заплатили ни разу.
В первый раз, оказавшись у главных ворот, схитрили и подошли к ребятам на воротах сразу с картой города на руках и отвлекли от их главной функции попытками выведать, как пройти к забронированному отелю. Это сработало. Так и прошли.

А далее, как-то само собой получалось всю неделю. Вокруг центра есть ряд мелких мостков, на которых контроль дежурит не всегда. А если идёшь с местными ребятами, так тем более — они всегда отбрехаются.





А это — китайская водка с лотереей О_О
Под крышкой могут быть разного рода призы, купоны на ещё одну бутылку водки или мелкие банкноты ))) Нам достался один юань ))))






4. Гуйлинь (桂林, Guìlín), Яншо (Yangshuo, 阳朔).

До этих мест добирались снова на автобусе.
Места безумно приятные и красивые.
Из минусов — здесь уже к туристам относятся очень потребительски. Мало, кто будет вам искренне рад. Мало, кто проводит. Таксисты за 2 км пути пытались взять 200 юаней. Мы посмеялись и ушли под дождём под кваканье лягушек.

Самое место для катания на велосипедах. Вокруг много каких-то участков, деревенек и прочего. И всё это красивое-красивое.









5. ШеньЧжень. (深圳, Shēnzhèn)

Изначально из Яншо в ШеньЧжень мы планировали добираться на поезде. Даже купили билеты ещё из России через интернет.
Но на месте поняли, что времени совсем мало и чтобы не делать крюк через Гуйлинь (где надо было сесть на поезд), решили поехать на автобусе.
1) Выяснилось, что билеты на поезд мы так и не купили.
Оказывается, после нескольких муторных этапов бронирования и оплаты, через какое-то время мне пришло письмо на почту с совершенно левого адреса от сотрудницы китайских ЖД с запросом на подтверждение нашей поездки. И надо было ответить ей для подтверждения. Я же это письмо вообще не заметил.
2) Никогда не берите билеты на ночной автобус в Китае.
Это было ужасно. Три ряда спальных двухъярусных мест. Всю ночь в автобус садятся люди, располагаются прямо между рядов, передвигают ваши вещи, что-то едят, ругаются. Пахнет ужасно, сверху кондеи морозят как сумасшедшие, а снизу — жара.

К слову про китайские автобусы. Во всех китайских автобусах есть специальные блевательные урны. Да-да. Людей укачивает. Всех. Особенно девушек. В какой-то момент первая сдаётся и её начинает рвать. А дальше — по цепочке.

Отель мы сняли подальше от города в милой лагунке, недалеко от моря с прекрасным видом.
Главный вход не особо радует. Зато сам номер оказался шикарным. С милым бассейником на балконе.
И даже пара громадных тараканов в номере настроение не испортили.

По приезду у нас снова закончился кэш, но как и во всём Китае, это не оказалось проблемой. Мы просто договорились с персоналом, что заплатим чуть позже.



В лагунке был общественный пляж и сначала мы пошли на него. Там мы наблюдали стандартную картину для Китая — тысячи и тысячи человек. Большинство просто сидит на песке. Остальные — стоят в воде максимум по пояс. Почти все — с плавательными кругами.
Если кто-то пытается зайти чуть дальше или, не дай бог, поплыть — тут же появляется работник на берегу и свистит в свисток, приказывая выйти из воды ))) Одновременно с воды подплывает на мотоцикле ещё один товарищ и свистит не менее люто.

Просто китайцы боятся воды. У них очень грязные реки и мало кто вообще умеет плавать.
Девушки, кстати, все носят исключительно закрытые купальники. Не привыкли они ещё оголяться. Ну, т.е. заставлять своего ребёнка писать и какать прямо на тротуаре посреди города — нормально, а раздельный купальник — неприлично.

Если хотите купаться нормально на пустом пляже — найдите приличный отель с огороженной территорией. По закону, береговая линия — общественное пространство. Китайцы об этом, вероятно, не знают, а мы — знаем. Просто приходим в отель, идём к пляжу и если там есть кто-то на проходе, сообщаем, что мы на пляж.

В результате мы купались практически одни на пустом пляже.





И уже улетая из ШеньЧженя мы словили последнее прекрасное приключение.
У нас впереди был последний день в Пекине, но выяснилось, что рейс отменяется из-за непогоды. Далее было веселье длиною в несколько часов. Рейсы отменялись, нам никто ничего не сообщал, сотрудники не говорили по-английски и тупо посылали в посадочным воротам…
Все вопросы просто игнорировались.
Половину дня мы провели в аэропорту. И лишь после 12 ночи, когда основная толпа рассосалась, после долгой ругани и споров, нам объяснили, что «давно надо было поменять билеты на утренний рейс».

Т.е. если рейс начинают переносить, надо сразу бежать сдавать билет и менять на утренний. Как-то так.

На следующий день всё повторяется.
Часов с 15 все рейсы отменяются. И часов в 18-19 мы понимаем, что такими темпами вообще не успеваем на стыковочный рейс в Пекине и не попадаем в Москву.

Работники саботируют наши попытки объяснить ситуацию. Долго и упорно пробиваемся на каких-то начальников смен.
И снова все попытки спокойно поговорить и объяснить ситуацию — игнорируются.
И только после скандала, криков, шума и мата на трёх языках, они вдруг заявляют:
— Ну, давайте мы вас тогда посадим на рейс… но вы уже не успеваете, он вылетает через 3 минуты O_O

Приходится оставить алкоголь, взять багаж в ручную кладь и бегом-бегом-бегом…
И садимся на полупустой самолёт.

Почему нас на него не сажали?
Почему без ругани и матов не сообщали про этот рейс?
Почему информация про рейсы на табло, на стойках и в зоне вылета — везде разная?

Надо быть к этому готовым.

Но Китай — прекрасен.
Самая красивая и гостеприимная страна ^__^

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>